Прогулка по Дудергофу от А. П. Вёрландера

Маршрут основан на книге Александра Петровича Вёрландера «По Балтийской дороге», изданной в 1883 году. Он проходит по местам Дудергофа, которые можно идентифицировать на современной карте.
Прогулка позволяет увидеть объекты культурного наследия, сохранившие первоначальный облик, а также локации, связанные с утраченным Авангардным лагерем. Маршрут проходит вдоль Красносельского озера, откуда открывается вид на территорию бывшего Большого лагеря.

1

Вокзал станции Лигово

«Станция IV-го класса. Старое, тесное, деревянное здание, крытое железом»
Станция Лигово. 1904–1914 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/114781
Станция Лигово. 1904–1914 гг. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com
Вид на станцию Лигово. 1900–1917 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/154284
Вид на станцию Лигово. 1900–1917 гг. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com

2

Вокзал станции Скачки

«Место Скачки, на котором 25 лет тому назад располагался лагерь кавалерии, находится у въезда из Петербурга в Красное Село и занимает площадь около 2 квадратных вёрст».
Вид на станцию Скачки. 1900–1917 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1328588
Вид на станцию Скачки. 1900–1917 гг. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com
Государь Император Николай II перед строем участников скачек. На заднем плане можно увидеть трибуны ипподрома. Месторасположение условное. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/417967
Государь Император Николай II перед строем участников скачек. На заднем плане можно увидеть трибуны ипподрома. Месторасположение условное. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com

3

Вокзал станции Красное Село

Станция в Красном Селе относилась к III классу. В исторических источниках отмечается, что вокзал был «весьма красивый, своеобразной архитектуры». Здание было деревянным и имело железную кровлю.
Станция Красное Село. 1882–1890 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1255571
Станция Красное Село. 1882–1890 гг. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com
На вокзале в Красном Селе были оборудованы специальные покои для членов Императорского дома. Станция также служила местом встречи иностранных гостей, прибывавших в город.
У Царского павильона, вокзал Красного Села. 1913 г. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1563087
У Царского павильона, вокзал Красного Села. 1913 г. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com

4

Красное Село

Село принадлежало крестьянам-собственникам. Юго-восточная часть плоскогорья, являющаяся самой возвышенной, граничила с Дудергофскими и Кавелахтскими высотами.
Общий вид Красного Села. 1882–1890 гг. Источник: материалы сайта «Старые альбомы» https://andcvet.narod.ru/
Общий вид Красного Села. 1882–1890 гг. Источник: Сайт «Старые альбомы» - https://andcvet.narod.ru/

5

Безымянное озеро

«Вид на Безымянное озеро и бумажную фабрику тов. наследников К. П. Печаткина. За Красносельским озером следует Фабрикантское озеро». 1910–1911 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/556473
«Вид на Безымянное озеро и бумажную фабрику тов. наследников К. П. Печаткина. За Красносельским озером следует Фабрикантское озеро». 1910–1911 гг. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com
Озеро получило название «Фабрикантское» из-за расположенных на нём производственных объектов. У начала Безымянного озера находилась водяная мельница писчебумажной фабрики Печаткина, а у истока этого же озера — сама фабрика с ветряной мельницей.
Красное Село. Фабрикантское озеро. Начало XX в. Источник: материалы ЦБС Красносельского района
Красное Село. Фабрикантское озеро. Начало XX в. Источник: СПб ГБУК «ЦБС Красносельского района»

6

«Военная» платформа

Железнодорожная платформа «Военная» находилась в южной части Большого (Главного) военного лагеря. За мостом через протоку, соединяющую Дудергофское и Фабрикантское озера, начиналась территория Авангардного лагеря.
Железнодорожная платформа «Военная». 1882–1897 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/952874
Железнодорожная платформа «Военная». 1882–1897 гг. гг. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com
Юнкера собрались у железнодорожной платформы «Военная». За озером виднеется Авангардный лагерь.
Вид на Дудергофское озеро. 1900–1915 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/932717
Вид на Дудергофское озеро. 1900–1915 гг. гг. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com

7

Дудергофское озеро

Дудергофское озеро питалось собственными родниками, поэтому вода в нём всегда была чистой и холодной. На озере располагалось около десяти купален, также разрешалось купаться с берега. Дачники могли арендовать лодки для катания.

Особенно оживлённой озерная гладь становилась летними вечерами. Юнкера военных училищ, чьи лагеря находились на противоположном берегу, катались на лодках с музыкой и песнями.
Дудергофское озеро. 1910–1911 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/126098
Дудергофское озеро. 1910–1911 гг. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com

8

Полустанция железной дороги Дудергоф

По просьбе дачников полустанция в Дудергофе была перестроена. В конце XIX века здесь возвели новое здание вокзала, которое сохранилось до наших дней.
Дудергоф. Станция. 1900–1917 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/155683
Дудергоф. Станция. 1900–1917 гг. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com

9

Дудергоф

Горный и влажный воздух, сосновые леса и богатая флора, простирающаяся от озера до Дудергофских холмов, создавали особые природные условия. Эти преимущества выгодно отличали Дудергоф от других популярных дачных местностей в окрестностях Петербурга.
Дудергоф. Часть панорамы. 1900–1917 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/155698
Дудергоф. Часть панорамы. 1900–1917 гг. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com

10

Пристань

В Дудергофском озере водилось много рыбы: окуни, плотва, щуки и язи. Рыбная ловля доставляла местным жителям и дачникам большое удовольствие.
Дудергоф. Пристань. 1910–1914 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/329792
Дудергоф. Пристань. 1910–1914 гг. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com

11

Скэтинг-ринг

Справа от пристани располагалось деревянное сооружение с большими окнами — Скэтинг-ринг. Здесь за умеренную плату можно было покататься на роликовых коньках.
Дудергоф. Скэтинг-Ринг. 1912–1913 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1202368
Дудергоф. Скэтинг-Ринг. 1912–1913 гг. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com

12

Заведение искусственных минеральных вод г. Вёрландера

Павильон минеральных вод был построен в 1881 году по проекту архитектора С. О. Шестакова. На этом предприятии производились известные лимонады Вёрландера, которые поставлялись к императорскому двору.
Заведение минеральных вод. 1910–1914 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/329796
Заведение минеральных вод. 1910–1914 гг. Источник: сайт «PastVu» — https://pastvu.com
Поделись ссылкой:

другие интересные маршруты