Прогулка по Дудергофу от А. П. Вёрландера

Прогулка представляет собой маршрут по Дудергофу, разработанный Александром Петровичем Вёрландером в 1883 году. В маршруте отражены те места, которые сейчас доступны для посещения и месторасположение которых можно соотнести с современной картой. В описаниях точек маршрута использованы цитаты из книги А. П. Вёрландера.
Александр Петрович Вёрландер проведет для вас экскурсию по маршруту дореволюционного Дудергофа, показывая сохранившие свой первоначальный вид объекты культурного наследия. Вы сможете увидеть утраченный Авангардный лагерь, насладиться видами с Красносельского озера на Большой лагерь.
Александр Вёрландер писал: «Трудно представить себе местность, на столь незначительном пространстве, богаче одаренную историческими воспоминаниями и произведениями художественного творчества. Нельзя выбрать другой окрестности Петербурга, представляющей богатства характерного, более разнообразного».
Уникальный маршрут разработан по книге А. П. Вёрландера «По Балтийской дороге» 1883 года издания.

Вот что пишет о Лигове А. П. Вёрландер:

«Житье-бытье в Лигове и успех его заселения находится в самой тесной зависимости от состояния и развития его отношений с Петербургом.
Общественная жизнь Лигово во многом напоминает сиденье между двумя стульями: либо упадешь на пол, либо погреешь бока за счет соседей.
Лигово, конечно, не столица, но его трудно признать и деревней: оно так близко от Петербурга и так хорошо соединено с ним, что это скорее пригород, форштадт столицы, а не село. Как пункт оседлости Лигово может сделаться прекрасным источником дешевого и здорового комфорта человеку, умеющему пользоваться одновременно близостью к столице и деревне.
Петербуржцы не заселяют Лигово, потому что там еще мало удобных и дешевых домов, приспособленных для летнего и зимнего времени. Та же история с магазинами, лавками и извозчиками, увеселениями. Риск терпеть «протори и убытки» в течении первых лет.
Какие условия ныне представляет Лигово и его окрестности для лица, желающего переселиться в эту палестину мелкой петербургской буржуазии и чиновничества.
Под словом «Лигово» понимается преимущественно имение г. Курикова (еще недавно принадлежавшее Кушелевым), находящееся в двух верстах от вокзала по Красносельскому шоссе и состоящее из 116 дач с различными угодьями. Эти 116 дач составляют, собственно, Куриковское Лигово (не должно смешиваться с древним Лигово, о котором будет сказано ниже). Сверх того, г. Курикову принадлежат: Ползино с 23 дачами и Павлово с 7 дачами. Улицы, главные аллеи и некоторые дороги с шоссе. Дачи построены среди густой растительности и меблированы. Общий парк для гулянья, особый сад с пчельником, оркестр музыки, играющий по два раза в неделю, еженедельные спектакли в театре, лодки для катанья — все эти удовольствия предоставляются дачникам, живущим в домах г. Курикова.
Деревня Лигово находится в 2,5 верстах от вокзала и в 13 верстах от Петербурга по Нарвскому шоссе. Состоит из 38 крестьянских домов, отдаваемых на лето под дачи. Участок этого шоссе от Петербурга до трактира «Привал», находящегося в конце деревни, носит название Петергофского. Отсюда дорога делится на две ветви: одна, под названием Петергофское шоссе, идет к городу Петербургу, а другая, под именем Нарвского тракта, загибается влево, пересекает железную дорогу и проходит к дер. Паново, Красное Село и т. д. до Нарвы.
Дома в Лигово деревянные; почти перед каждой дачей есть садик с беседкой. Дачи не обмеблированы. Главная улица — Нарвское шоссе; есть 3 лавки, кондитерская, булочная, винный погреб и очень хорошая гостиница г. Курикова.
В общем, селение производит довольно приятное впечатление: к востоку от него идет сосновый лес г. Курикова и Ильина, к югу — поля и парк г. Курикова, к западу — пашни, речка Лиговка и луга, а к северу тянутся покосы почти до Финского залива».

1

Вокзал станции Лигово

«Станция IV-го класса. Старое, тесное, деревянное здание, крытое железом».
Станция Лигово. 1904–1914 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/114781
Станция Лигово. 1904–1914 гг.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/114781
Вид на станцию Лигово. 1900–1917 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/154284
Вид на станцию Лигово. 1900–1917 гг.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/154284

2

Вокзал станции Скачки

«Место Скачки, на котором 25 лет тому назад располагался лагерь кавалерии, находится у въезда из Петербурга в Красное Село и занимает площадь около 2 квадратных верст».
Вид на станцию Скачки. 1900–1917 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1328588
Вид на станцию Скачки. 1900–1917 гг.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1328588
Государь Император Николай II перед строем участников скачек. На заднем плане можно увидеть трибуны ипподрома. Месторасположение условное. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/417967
Государь Император Николай II перед строем участников скачек. На заднем плане можно увидеть трибуны ипподрома. Месторасположение условное.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/417967

3

Вокзал станции Красное Село

«Станция III-го класса. Вокзал весьма красивый, своеобразной архитектуры. Здание деревянное, крытое железом».
Станция Красное Село. 1882–1890 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1255571
Станция Красное Село. 1882–1890 гг.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1255571
«На вокзале Красносельского Села имеются покои для особ Императорского дома. На станции встречаются достопочтенные гости разных государств, прибывающие в г. Красное Село».
У Царского павильона, вокзал Красного Села. 1913 г. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1563087
У Царского павильона, вокзал Красного Села. 1913 г.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1563087

4

Красное Село

«Село это принадлежит крестьянам-собственникам. Юго-восточная часть этого плоскогорья самая возвышенная, окаймлена Дудергофскими и Кавелахтскими высотами».
Общий вид Красного Села. 1882–1890 гг. Источник: материалы сайта «Старые альбомы» https://andcvet.narod.ru/
Общий вид Красного Села. 1882–1890 гг.
Источник: материалы сайта «Старые альбомы» https://andcvet.narod.ru/

5

Безымянное озеро

Вид на Безымянное озеро, железную дорогу и Большой Лагерь. Открытка начала ХХ в. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/954554
Вид на Безымянное озеро, железную дорогу и Большой Лагерь. Открытка начала ХХ в.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/954554
«Вид на Безымянное озеро и бумажную фабрику тов. наследников К. П. Печаткина. За Красносельским озером следует Фабрикантское озеро». 1910–1911 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/556473
«Вид на Безымянное озеро и бумажную фабрику тов. наследников К. П. Печаткина. За Красносельским озером следует Фабрикантское озеро». 1910–1911 гг.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/556473
«Фабрикантское озеро называется «Фабрикантским», потому что у начала Безымянного озера имеется водная мельница писчебумажной фабрики Печаткина, а у истока этого же озера — сама фабрика с другой ветряной мельницей».
Красное Село. Фабрикантское озеро. Начало XX в. Источник: материалы ЦБС Красносельского района
Красное Село. Фабрикантское озеро. Начало XX в.
Источник: материалы ЦБС Красносельского района

6

«Военная» платформа

«Железнодорожная платформа «Военная» — южная оконечность Большого, или Главного военного лагеря. За мостом, через протоку, соединяющую Дудергофское и Фабрикантское озера, начинается Авангардный лагерь».
Железнодорожная платформа «Военная». 1882–1897 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/952874
Железнодорожная платформа «Военная». 1882–1897 гг.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/952874
Рядом с железнодорожной платформой «Военная» собрались юнкера. За озером виден Авангардный лагерь.
Вид на Дудергофское озеро. 1900–1915 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/932717
Вид на Дудергофское озеро. 1900–1915 гг.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/932717
Вид на Дудергоф со стороны Большого лагеря и платформы «Военная». Источник: материалы ЦБС Красносельского района
Вид на Дудергоф со стороны Большого лагеря и платформы «Военная».
Источник: материалы ЦБС Красносельского района

7

Дудергофское озеро

«Данное Дудергофское озеро при Дудергофе имеет свои собственные родники, и потому вода в нем всегда чистая и холодная. На озере имеется до 10 купален, не запрещается купаться и с берега; дачники за известную плату могут пользоваться лодками для катанья. По вечерам, летом, озеро это очень оживляется, особенно юнкерами военных училищ (расположенными лагерями на противоположной стороне), которые катаются с музыкой и песнями».
Дудергофское озеро. 1910–1911 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/126098
Дудергофское озеро. 1910–1911 гг.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/126098

8

Полустанция железной дороги Дудергоф

По требованию дачников полустанция в Дудергофе была перестроена. В конце XIX века там было выстроено здание вокзала, которое сохранилось до нашего времени.
Дудергоф. Станция. 1900–1917 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/155683
Дудергоф. Станция. 1900–1917 гг.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/155683

9

Дудергоф

«Горный и влажный воздух Дудергофа, сосновый лес и богатство флоры от озера до Дудергофских холмов поставили эту местность в самое выгодное положение относительно других излюбленных дачниками окрестностей Петербурга».
Дудергоф. Часть панорамы. 1900–1917 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/155698
Дудергоф. Часть панорамы. 1900–1917 гг.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/155698

10

Пристань

«Не мало доставляет удовольствие рыбная ловля на Дудергофском озере, изобильном массой рыб: окуни, плотва, щуки и язи».
Дудергоф. Пристань. 1910–1914 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/329792
Дудергоф. Пристань. 1910–1914 гг.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/329792

11

Скэтинг-ринг

«Направо от пристани можно выйти к деревянному сооружению с большими окнами. Это Скэтинг-ринг, здесь за умеренную плату можно было покататься на роликовых коньках».
Дудергоф. Скэтинг-Ринг. 1912–1913 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1202368
Дудергоф. Скэтинг-Ринг. 1912–1913 гг.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1202368

12

Заведение искусственных минеральных вод г. Вёрландера

Павильон минеральных вод А. П. Вёрландера. Заведение было построено в 1881 году, архитектором главного здания стал С. О. Шестаков. Здесь производились знаменитые лимонады Вёрландера, которые поставлялись к императорскому столу.
Заведение минеральных вод. 1910–1914 гг. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/329796
Заведение минеральных вод. 1910–1914 гг.
Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/329796
Поделись ссылкой:

другие интересные маршруты