Вслед за художниками

Маршрут «По следам художников» представляет собой путешествие к местам художественных сюжетов, написанных знаменитыми художниками И. Е. Репиным, Ф. А. Васильевым, А. И. Гебенсом, Г. Шварцем, А. И. Ладюрнером и другими. Маршрут пролегает через г. Красное Село и Красносельский район.
На этом маршруте можно увидеть картины, на которых запечатлены такие сюжеты, как пейзажи знаменитого местечка Лигово, Летний лагерь Императорской гвардии и Красносельские маневры.
Месторасположение художественных картин может не совпадать с фактическим изображением описываемого сюжета.

Красное Село


1

А. И. Гебенс. «Солдатская бытовая сценка», 1849 г.

Источник: Государственный Русский музей — https://rusmuseum.ru/
Картина написана Адольфом Гебенсом, родившимся в немецком городе Эльбинг и работавшим в России с 1845 по 1863 годы. Он служил в Петербурге придворным портретистом, а также писал жанровые сцены, преимущественно военной тематики.
Характерная черта полотен Гебенса — тщательная проработка всех элементов военного мундира, что позволяет рассматривать его полотна в качестве исторического источника. Любование мундиром, столь глубоко пронизавшее все общество при Николае I, также нашло свое выражение в картинах Гебенса.
На картине изображены солдаты Измайловского полка. Их выдает белый цвет околышей бескозырок и белая выпушка вокруг лацкана мундира. Солдаты играют в шашки, которые были распространены в то время.
Картина А. И. Гебенса была доставлена в Русский музей еще в 1918 году из бывшего музея лейб-гвардии Измайловского полка (Петроград).
Справа внизу на картине подпись художника и дата: A. Jebens. 1849.
Месторасположение на карте условное. Место пребывания Измайловского полка на летних маневрах под Красным Селом находилось в Главном (Большом) лагере.

2

Г. Шварц. «Вечерняя зо́ря в Красном селе», 1844 г.

Источник: Государственный Эрмитаж. Поступил в 1960 г.; передан Павловским Дворцом-музеем; происходит из Артиллерийского Исторического музея
«Вечерняя зо́ря» была важнейшей, традиционной и символической частью маневров в Красном Селе.
Российский военный деятель, писатель, один из лидеров белого движения Петр Николаевич Краснов, проходивший службу в гвардии, оставил трогательное и удивительное описание этой церемонии: «Праздничное настроение с утра царило в лагере. Посыпали переднюю линейку, по которой поедет Государь, разноцветными песками, устилали спереди дерном, отбивая его по шнуру, устраивали из дерна тумбочки и горки по углам, под грибами дневальных.
Красное Село и действительно было «красное» — не в том гнусном смысле, который ему придали «завоевания революции», но в прямом, русском, смысле этого слова. Красивые, старые петровские липы и екатерининские березы, широкий простор военного поля, окаймленного лесами, округлая, радующая глаз, череда холмов Ковелахтского хребта, замыкающая мохнатой шапкой черного Дудергофа, усыпанного пестрыми дачами, с далеко видной белой, радостной церковью Св. Ольги, наконец — главного лагеря, в садах, в березовых и тополевых рощах, глядящегося в светлое стекло большого Дудергофского и Красносельского озер, соединенных друг с другом протоком речки Лиговки, — и ширь, и простор — все создавало дивную раму для Русского Государя и его армии.
И кажется, нигде не было таких закатов солнца, такой красоты кучевых облаков и нежного тона голубого неба, как в Дни Высочайших зорь в Красном Селе».
Слева на картине видна Ореховая гора, расположение войск на военном поле. Рядом с Ореховой горой, возможно, изображена Кирха, что, в принципе, подтверждает расположение.

3

Г. Людерс. «Император Александр III на маневрах в Красном Селе», июль 1888 г.

Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/953558
Гравюра изображает русского императора Александра III и кайзера Германской империи Вильгельма II на маневрах в Красном Селе во время кавалерийского маневра казаков в июле 1888 года. Справа на картине изображен Царский валик.

4

А. И. Ладюрнер. «Лагерь в Красном Селе», 1847 г.

На картине Адольфа Игнатьевича Ладюрнера изображен военный обоз, поднимающийся по дороге из долины реки Дудергофки к Красному Селу. В центре картины — два обер-офицера Гвардейской фурштатской бригады, левее — два фурштатских фельдфебеля лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков. Слева на обочине стоят рядовые этих двух полков в шинелях.
В глубине картины изображен Главный палаточный лагерь. На переднем въезде — охраняемый въезд. На картине присутствует давно утраченная мельница на реке Дудергофке, построенная еще по приказу Петра I для изготовления бумаги.

5

В. С. Садовников. «Дача великого князя Михаила Павловича в Красном селе под Санкт-Петербургом». 1843 г.

Источник: Государственный Исторический Музей. (https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/1765203)
Единственный сохранившийся летний дворец, построенный в Красном Селе, является дворцом великого князя Михаила Павловича. Он был построен в 1827—1828 годах по проекту архитектора З. Дильдина и представляет собой двухэтажное деревянное здание с деревянными колоннами. Его главный фасад расположен по современному проспекту Ленина. В прошлом дворец украшала колоннада, которая поддерживала террасу. Однако терраса второго этажа не сохранилась до наших дней.
В Красном Селе, помимо дворца великого князя Михаила Павловича, также находились летние дворцы наследника и цесаревича Николая Павловича, а также здания штабов гвардейских войск и различных управлений. Эти здания были в основном построены из дерева, так как предназначались для использования в летний период. Внешне дворцы выглядели довольно просто, однако их окружал великолепный Дворцовый (Царский) парк, где были пруды, березовые и липовые аллеи, а также цветники. Разработкой парка занимались придворные садовые мастера Грей, Фрост и Геккель.

6

О. Узинг. «Офицерское собрание лейб-гвардии Конного полка в Красном Селе». 1886 г.

Источник изображения: альбом «Императорская Гвардия в летних лагерях под Красным Селом в живописи, гравюрах и фотографиях».
Источник расположения: pastvu.com/p/1067129
Лейб-гвардии Конный полк был образован в годы правления императрицы Анны Иоанновны (1730−1740). В гвардейских полках офицерами служили представители самых знатных фамилий России. В лейб-гвардии Конный полк набирались в основном прибалтийские немцы. Солдаты и офицеры должны были отвечать ряду требований: это должны были быть высокие брюнеты с усиками, в 4-м эскадроне — брюнеты с бородками. Кони были исключительно вороной масти.

7

А. И. Ладюрнер. «Лейб-гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон на маневрах в Красном Селе». 1845 г.

Источник: фонды Государственного музея-заповедника «Царское Село»
Картина изображает прохождение полуэскадрона перед Царским валиком на Красносельских маневрах. У подножия валика впереди конной группы (свита и иностранные офицеры) — император Николай I, а на вершине валика под навесом — императрица Александра Федоровна с приближенными. Возглавляет полуэскадрон, за которым угадываются силуэты казаков из лейб-гвардии Кавказской линейной команды, его командир — ротмистр Хату Анзоров. Художник тщательно изобразил награды ротмистра (впоследствии полковника и генерал-майора), участника Русско-польской войны, начавшего службу оруженосцем полуэскадрона. Среди наград изображены: золотая шейная медаль «За храбрость», серебряная медаль «За взятие приступом Варшавы», знак польского ордена «Virtuti Militari» 5-й степени, знак отличия Военного ордена. Горцы, которые держат ружья, уперев приклады в бедро согласно действующим для них правилам строевой службы, одеты в парадную форму, заметно различие вооружения. Хорошо виден узор на языках полушлемов и пахв оруженосцев, отогнутых нарукавников. Лошади преобладают гнедой масти.

Благодарим за предоставленную информацию начальника военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село» Дмитрия Клочкова.

8

Д. П. Жуйков. «Министр Императорского двора граф Фредерикс». 1910–1914 гг.

Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1067149
Граф Адольф Андреас Вольдемар Фредерихс (на русский манер — Владимир Борисович Фредерикс) был финно-российским государственным деятелем, занимавшим должность министра императорского двора Николая II с 1897 по 1917 годы. Он отвечал за управление личными делами и жилищными условиями императорской семьи, а также за вручение императорских почестей и медалей.
На картине Д. П. Жуйкова граф изображен на фоне церкви равноапостольной Ольги. Ее синюю крышу можно разглядеть на втором плане слева.

9

К. Ф. Шульц. «Чины Кавалергардского полка у Троицкой церкви в Красном Селе», 1848 г.

Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/953507
Картина художника Карла Шульца была написана в 1848 году. На картине изображены офицеры и низшие чины Кавалергардского полка перед Троицкой церковью. Один из офицеров слушает указания от офицера Гвардейского генерального штаба. На переднем плане видны две штабные трубы. На заднем плане можно увидеть офицера лейб-гвардии Конного полка, догоняющего свое подразделение.

10

К. Ф. Шульц. «Сапёры на работах», 1850 г.

Источник: личная коллекция императора Александра II, Екатерининский дворец в Царском Селе
История лейб-гвардии Саперного батальона имеет особое значение в истории войск русской армии. Впервые батальон был создан во время Отечественной войны 1812 года. В начале войны с Наполеоном в составе гвардии были шесть пехотных и кавалерийских полков, бригада и несколько рот артиллерии.
27 декабря 1812 года Александром I был принят Указ о формировании лейб-гвардии Саперного батальона в составе четырех рот. Приказано было отобрать в этот батальон «из пионерных рот армии лучших людей и отличнейших офицеров».
Лейб-гвардии Саперный батальон активно участвовал во всех войсковых учениях гвардии и армии. Постепенно из обычной гвардейской части батальон стал учебным и испытательным центром инженерных войск русской армии. Именно на базе батальона пробовались и испытывались новые инженерные средства, проходило практическое обучение инженерному делу нижних чинов пехоты, артиллерии и кавалерии, юнкеров военных училищ и офицеров других родов войск, получали улучшенную подготовку армейские саперы. Солдаты батальона в основной своей массе стали инструкторами саперного и минного дела.
23 мая 1849 года лейб-гвардии Саперный батальон выступил в боевой поход в порядке оказания военной помощи союзной Австрии в Венгрию. В это время в составе батальона находились 979 человек и 105 лошадей. Запасная рота батальона оставалась в Царском Селе, выходя летом в Авангардный лагерь. В начале сентября личный состав Запасной роты был распущен по домам.
Во время летних маневров 1852 года батальон строил батареи на высотах близ Авангардного лагеря под личным руководством императора.

11

Г. Шварц. «Маневры русских войск», 1844 г.

Источник: фонды Государственного музея-заповедника «Царское Село»
Густав Шварц — прусский гравер и художник, с 1843 г. по приглашению императора Николая I он работал в России в качестве придворного баталиста.
На картине изображены маневры в конце царствования Николая I. В центре на серой лошади изображен сам император в сюртуке лейб-гвардии Преображенского полка, за ним следуют два трубача лейб-гвардии Кавказско-Горского полуэскадрона, которые имели комплект музыкальных инструментов, позволявший подавать им как кавалерийские, так и пехотные сигналы.
Через ручей переправляются офицеры из числа свиты Его Величества. На заднем плане виден император Николай I в униформе лейб-гвардии Преображенского полка (в сюртуке и шляпе) в сопровождении двух трубачей лейб-гвардии Крымского татарского эскадрона. Вдали ведет стрельбы гвардейская артиллерия.

Благодарим за предоставленную информацию начальника военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село» Дмитрия Клочкова.

12

Ф. А. Васильев. «Близ Красного села», 1868 г.

Источник: материалы сайта сайта «Музеи мира» https://museumsworld.ru/
Картина изображает пейзаж с летней жизнью в деревне Константиновке близ Красного Села под Петербургом. Здесь Федор Васильев учился живописи у своего наставника — Ивана Шишкина.

Лигово, Красносельский район


13

П. Т. Борисполец. «Усадебный дом К. М. Полежаева», конец 1870-х гг.

Источник: Васильева Г. Б. Старый Петербург: столица и окрестности. Ч.2 Живопись и рисунок второй половины XIX — начала XX века из собрания Государственного музея истории СПб. – ГМИСПб., 2019
Картина с изображением усадебного дома К. М. Полежаева была нарисована Платоном Тимофеевичем Борисполецем в конце 1870-х гг.
Собственники имения в Лигово менялись во времена от Петра I до Екатерины II. Затем оно было передано графу Г. Г. Орлову, после чего перешло в наследство его дочери Наталье и ее супругу графу Ф. Ф. Буксгевдену. При них был построен двухэтажный каменный господский дом. В 1840 г. имение Лигово было приобретено графом Г. Г. Кушелевым, который создал здесь сельскохозяйственную ферму.
В конце XIX века в парке начали строиться загородные дачи благодаря близости железной дороги. В это время парк привлекал многочисленных отдыхающих, которым предлагались развлечения вроде оркестров и выступлений артистов, прогулок на лодках по прудам. На рисунке можно увидеть соревнование отдыхающих, которые взбираются на установленные на берегу столбы. Последними владельцами имения были Полежаев и его сын.
В 1930-х годах парк в Лигово оставался популярным местом отдыха для жителей Ленинграда, но в 1932—1933 гг. дворец был разрушен, а строительные материалы использовались для новых построек. В настоящее время от усадьбы практически ничего не осталось, за исключением Полежаевского парка, который напоминает об истории этих мест.

14

Луиджи Премацци. «Имение Мятлевых, Новознаменка (Лигово)», 14 мая 1848(?) г.

Источник: материалы сайта «История Лигово под Петербургом» https://ligovo-spb.ru/
Акварель Луиджи Премацци, выполненная 14 мая 1848 года, показывает вид на северо-восток, в сторону Петергофской дороги. Сцена происходит утром, около 10 часов. На переднем плане виден глинт (наклонный берег, остаток древнего моря). На нижней террасе расположен розарий с двумя бюстами на высоких столбах. В центре, где пересекаются четыре аллеи с плющом, работает небольшой фонтанчик. За розарием можно увидеть луг, на котором пасется стадо коров под наблюдением пастуха. Луг и розарий разделяются канавой. Расстояние между глинтом и Петергофской дорогой составляет около 200 метров.
Справа отображен проезд в имение, охраняемый сторожем. В начале этой дороги видна дворовая площадка с каменным домом и мостиком через кювет. За проездом находятся два свежевалованных стога сена. Позади двора, ближе к заливу, можно увидеть высокую белую башню водяной мельницы.
На дороге видны проезжающие экипажи и проходящие люди, даже человек на самодвижущейся повозке. На горизонте виден Финский залив и его северный берег. Справа на горизонте видны городские здания и купол нового Исаакиевского собора.
Предположительно, акварель Луиджи Премацци была создана на бывшей Салтыковой даче (самой восточной из нарышкинских), в районе улицы Пилютова. Старая дорожка в имение находится рядом со сгоревшим домом на ул. Чекистов, 7. Это парковая дорожка, ведущая в гору.

15

Ю. Камараускас. «Лигово», 1893 г.

Источник: материалы сайта «История Лигово под Петербургом» https://ligovo-spb.ru/
Место Лигово известно уже с 1500 года как селение в Водской пятине. Название происходит от старинного финского названия реки Дудергофки — Лига, что означает «грязь, лужа». Сначала это было дворцовое село Лига, а с 1710 года, как «государева деревня», оно принадлежало сестре Петра I, царевне Наталье Алексеевне. Речка Лиговка, протекавшая здесь, использовалась для питания канала, который направлял воду к фонтанам Летнего сада в Петербурге. До середины XVIII века здесь не было никаких других построек, кроме скотных дворов и хозяйственных служб.
В 1765 году Екатерина II передала Лигово своему фавориту Григорию Орлову, после его смерти имение перешло к его дочери Наталье Алексеевой, которая вышла замуж за графа Ф. Ф. Буксгевдена. Он был бывшим адъютантом Орлова, а позже стал главнокомандующим русской армией во время войны со Швецией в 1807—1809 годах.
Усадебные постройки появились в Лигово в 1760—1770-х годах. Они были расположены на берегах большого озера. Главный дом смотрел на Петергофскую дорогу (теперь проспект Стачек). Он простоял до 1932 года, когда его разобрали из-за его состояния и ненадобности.
По путеводителю А. П. Верландера «По Балтийской железной дороге», выпущенному в 1883 году, «под Лигово в основном понимается поместье г. Курикова (ранее принадлежавшее Кушелевым), которое находится в 2 верстах от вокзала по Красносельскому шоссе». Однако куриковское Лигово и деревня Лигово — это две разные вещи. Деревня Лигово находится на Нарвском шоссе в 13 верстах от Петербурга и состоит из 38 крестьянских дворов.

16

Ю. Камараускас «Лигово», 1908 г.

Источник: материалы сайта «История Лигово под Петербургом» https://ligovo-spb.ru/
На картине изображены Павловский пруд и мост по Старопановской улице в деревне Старо-Паново. Мост изображен на некоторых дореволюционных фотографиях. До нашего времени сохранился только пруд. Плотина и мост были разрушены в период Великой Отечественной войны.
Деревня Пановская известна с 1765 года, когда Екатерина II пожаловала своему фавориту графу Г. Г. Орлову мызу Лигово с деревнями Ивановская, Лихала, Пановская, Ново-Пановская, Новая Деревня, Новое Койрово и Сосновка (Горелово).
Поделись ссылкой:

другие интересные маршруты